Журнал “Эксперт-Навигатор”
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ! или КАК ПРОАПГРЕЙДИТЬ СЕБЯ?
Интервью Александра Свияша
Среди видных предпринимателей, экспертов, ученых-экономистов всё чаще можно услышать мнение, мол, финансовый кризис носит диалектический характер и помимо своих отрицательных сторон имеет положительный тендер - с рынков уходят неликвидный бизнес, «случайные» люди, закрываются нежизнеспособные проекты. А бизнесмены в новых условиях начинают пересматривать свои взаимоотношения с партнерами и клиентами. Для потребителя это выражается в повышении качества предоставляемых товаров и услуг, уровня обслуживания.
Поэтому логично возникает вопрос, как современному предпринимателю не оказаться на обочине жизни? Как выжить в этом постоянно меняющемся мире, не потеряв свой бизнес? Куда, в конце концов, эффективней вкладывать капитал: в оптимизацию кадров, маркетинг, рекламу или, может, в собственное образование?/
Для бизнесмена его личность, умения, образование являются таким же инструментом достижения поставленных целей как ноутбук или автомобиль. Если ноутбук начинает тормозить, ему добавляют памяти и меняют ПО. Так и личность бизнесмена в случае не эффективной деятельности нуждается в регулярном обновлении и апгрейде.
ЭН выбрал несколько бизнес-тренингов, представляющих интерес для бизнесменов, руководителей, топ-менеджеров и простых студентов, интересующихся своей профессиональной конкурентоспособностью.
Один из самых распространенных корпоративных тренингов - тимбилдинг (Team building) направлен на сплочение коллектива, повышение мотивации, создание корпоративного духа, «боевой» рабочей атмосферы. В России тимбилдинг практикуется с середины 90-х годов и состоит из множества форм. Классика жанра - веревочный курс и ролевые игры. Большинство заданий, игр построены так, что выполнить их можно только сообща, доверившись друг другу. Например, весь собранный коллектив становится на одну пару лыж и в полной тишине преодолевает расстояние от пункта А до пункта Б. Команда вынуждена работать как единый организм. Есть и такие любопытные виды этого тренинга, как совместный полет на воздушном шаре, экскурсия по настоящей тюрьме или многоходовой квест с поиском клада.
Собираясь провести тимбилдинг, надо помнить, что не всякий сотрудник готов героически вставать в свой законный выходной и ехать куда-то сплочаться с коллегами. С гораздо большим энтузиазмом и отдачей он воспримет это мероприятие, если провести тренинг в рабочий день.
А знаете ли вы, что между ВАМИ и любым человеком на земле, скажем, мэром Сиднея, в среднем контактов, знакомых людей не превышает 4-5 человек? Это означает, что теоретически при большом желании вы можете попросить помощи или совета у мэра Сиднея, предварительно познакомившись с ним через общих знакомых.
Модный ныне тренинг networking призван научить, как правильно выстраивать вокруг себя сеть «нужных» знакомых, создавать умелый self-PR. «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» - именно эта народная мудрость выражает сущность и философию тренинга.
Специалисты по networking советуют относиться к себе как к бренду, имеющему к тому же, собственный капитал - IQ, здоровье, имидж, репутацию. И как любой бренд, необходимо уметь себя продвигать и развивать.
Кроме того, они настоятельно рекомендуют, независимо от социального статуса, иметь собственную визитку, в которой указана вся актуальная информация о вас - скажем, вы специалист по PR или вяжете креативные шерстяные варежки.
Какова цена вашего часа? Время поистине самый ценный и универсальный ресурс. От умения им грамотно пользоваться напрямую зависит финансовый успех, реализация ваших проектов и планов. Обучиться этому ремеслу можно на тренинге по тайм-менеджменту.
На занятиях вы узнаете, на что тратите свое время, научитесь планировать трудовую неделю, анализировать эффективность проведенного дня. В ходе тренинга придете к выводу, что есть смысл если не выбросить, то существенно сократить такие явления вашей жизни как компьютерные игры, Интернет-серфинг, болтовня по телефону, курение и прочее. Заменив их на более дельное времяпрепровождение.
В тайм-менеджменте очень эффективна система штрафов: попросите друга или соседа проконтролировать ваши намерения изменить жизнь к лучшему. Заведите дневник, куда будете писать отчеты о проделанной работе. И в случае не выполнения поставленных целей выплачивайте вашему волонтеру энную сумму штрафа. Сумма должна быть значительной, и всё же позволять дожить до следующих финансовых поступлений в бюджет.
Если вам нужно продать слона индусам, то срочно посетите мастер-класс активных продаж. Подобные тренинги настолько популярны, что сегодня их практикует большинство консалтинговых и тренинговых агентств.
Знания, получаемые участниками тренинга продаж, относятся в основном к сфере коммуникаций (сложно пытаться что-то продать молча). Львиную долю тренинга занимают изучение навыков ведения переговоров, составление торговых предложений, изучение техники холодных звонков, техники преодоления возражения клиентов. Ситуационные игры позволяют в тепличных условиях устранять типичные ошибки менеджеров по продажам, разрешать их внутренние барьеры.
Мастер он, конечно, и в Африке мастер, но всё же, выбирая тренера по продажам, идеально было бы если он имел опыт работы в вашем сегменте рынка и знал все нюансы и подводные камни бизнеса.
В развитых странах в тренеры нередко идут люди, достигшие больших успехов в каком-то виде бизнеса. Добившись больших успехов и финансово обеспечив свое будущее, они оставляют свой бизнес и начинают вести тренинги . Такие тренеры вызывают большое доверие – им есть чем поделить с людьми.
Коучинг (Coaching) - учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии и жизненного опыта. Рожденное в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом Джоном Уитмором. В бизнесе коучинг был призван решать такие задачи как определение стратегии компании, плана развития, мотивация персонала, устранение конфликтов в коллективе. Основная задача коучинга не научить чему-либо, а стимулировать самообучение. Чтобы человек сам находил нужные ответы, раскрывая свой внутренний потенциал. Отсутствие экспертной оценки и рекомендаций - главное отличие коучинга от классического консалтинга.
Вместо PS. Прежде чем заключить контракт с компанией, проводящей бизнес-тренинги, попросите у них координаты тех фирм, с которыми они работали. Короткая беседа с директором фирмы даст вам ясную картину результатов работы психологов.
Пройдя обучение на любых психологических курсах, помните, что нужным результатом должны быть не ваши потраченные деньги и время, а как раз наоборот, увеличение эффективности работы персонала и увеличение денежных поступлений в фирму.
В конечном итоге подвести эффективность проведенного тренинга довольно просто - для оценки работы исполнителей, например, секретарей достаточно с секундомером в руках замерить время выполнения операции ДО и ПОСЛЕ тренинга. А для специалистов по продажам - отследить рост объемов продаж после тренинга. Затем сравнить полученную экономию с финансовыми затратами на психологов и тренеров.
ВОПРОСЫ:
1. Насколько тренинг эффективен как метод образования?
Тренинг сегодня является одним из самых эффективных и интенсивных образовательных методов, востребованных в развитых странах. Он позволяет за короткое время выработать нужный навык (продаж, коммуникаций, планирования своего времени и т.д.) или создать нужную атмосферу в коллективе. Понятно, что тренинг является лишь мощным импульсом к внутренним изменениям, которые затем нужно подхватывать и развивать уже самостоятельно.
Тренинги бывают корпоративными, то есть заказанными и оплаченными компанией для своих сотрудников. И открытыми – когда на тренинг набирается группа людей, желающих наработать определенный навык, и готовыми заплатить за этот тренинг немалые личные деньги.
2. Какие тренинги наиболее востребованы сейчас, в кризис?
Сегодня в мире продолжается экономический кризис, и компании как могут уменьшают свои расходы. Под сокращение нередко попадает и бизнес-обучение. Эта недальновидная политика руководства может привести к снижению эффективности персонала, поскольку в условиях обострившейся конкуренции выживут и преуспеют только компании с квалифицированным персоналом.
Некоторые компании просто не могут прекратить бизнес обучение – например те, кто работает в сфере розничных продаж, прямого маркетинга, поэтому бизнес-тренинги идут там, как обычно..
Очень важно укрепить командный дух в условиях экономической нестабильности. Поэтому остаются наиболее востребованными тренинги продаж и командообразующие тренинги.
Еще сегодня бурно развивают открытые тренинги, проводимые по Интернету. Участники такого тренинга сидят дома у своих компьютеров и слушают ведущего тренинг, выполняют его задания и задают возникающие вопросы. Обычно цена за такой тренинг длительностью 15-20 учебных часов невелика (500-1500 руб.) по сравнению с тренингом, проводимым с группой участников в аудитории. Но иногда цена доходит до 30-50 тысяч рублей за двухнедельный или месячный курс.
Ест ли альтернатива бизнес- обучению в форме тренингов? Для таких тем, как командообразование, где обязательно участие всех сотрудников, естественно, нет. Но вот тренинг по развитию ораторского мастерства или тренинг продаж можно заменить самостоятельным прослушиванием специальных настроев, где с помощью современных технологий записаны несколько десятков утверждений типа: «Я получаю огромное удовольствие от процесса продажи! Меня восхищает процесс продажи, когда я могу продать другому человеку то, что ему нужно, даже если это новый товар или услуга для человека! Я могу продать все, что угодно!» и так далее. Причем эти утверждения записаны так, что человек слышит только пение птиц или шорох волн, а нужные ему установки сами проходят в его подсознание и укладываются там на нужное место. И человек незаметно для себя начинает руководствоваться ими. То есть он становится реальным Мастером продаж или Мастером переговоров. Подробности об этих дисках можно посмотреть на сайте psymarket.ru В результате нужные ему навыки появляются как бы сами собой, без дополнительных усилий.
Сегодня в Россию стали приезжать известные бизнес-тренеры из США и других стран Запада. Участие в их открытых тренингах стоит немало, но они собирают большие аудитории – до 1000 человек. В результате участники тренинга получают некоторые навыки и мощный эмоциональный заряд уверенности, который позволяет им делать большие прорывы в карьере или бизнесе.
Отвечал Александр Свияш